Александр Гаврас a. a. 1475 - Taolenn an diskennidi

Ur pennad tennet eus Rodovid BR, ar c'helc'hgeriadur digor.

Den:718038
Jump to: navigation, search
Ezhomm en deus hor servijer eus kalz loazioù evit diskwel gwezennoù bras. Setu perak ne c'hall gwelout an arvererien dizanv nemet 7 remziad diagentidi ha 7 remziad diskennidi en ur wezenn. Ma vennit gwelout ul lignez a-bezh hep enskrivadur, ouzhpennit an testenn ?showfulltree=yes e dibenn chomlec'h URL ar bajenn-mañ. Mar plij, ne lakait e neblec'h all ebet ul liamm eeun ouzh ur wezenn a-bezh.
11/1 <?> Александр Гаврас [Гавры]
marvidigezh: 1475
В 1454 г. Мехмед II Фатих отправил большую эскадру на Крым, но крепостей она не взяла. В 1459 г. Ахмет Улубей (тамга крымских ханов на его могиле говорит о родстве князей Феодоро с крымскими ханами, видимо это и послужило одной из причин помощи Хаджи-Гирея Феодоро против Генуи в 1433-1434 гг.) восстанавливает крепость Фуна близ Алушты и передает ее сыну Александру. Впоследствии между Александром и его дядей Исааком началась грызня. В 1472 г. Александр Гаврас бежал к своему зятю (мужу сестры) Стефану чел Маре. В 1471 г. Исаак Гаврас заключает мир и союз с Кафой против турок, выдает свою дочь Марию за Стефана III, ведет переговоры о династическом браке с Иваном III. В 1475 г. накануне турецкого вторжения умирает Исаак. Начинается борьба за власть между Техуром, сыном Исаака и Александром, возглавившим молдавские войска. Александр победил, Техур бежал к туркам, которые тем временем взяли Кафу. Через три месяца осады, в декабре 1475 г. Феодоро был взят, все мужчины, включая князя Александра погибли, но сын его попал в плен к туркам, которые сделали его номинальным правителем Феодоро (Мангупа). Вскоре мангуп окончательно стал турецким владением.

По неизвестным причинам после смерти князя Улубея-Ахмета престол в 1472 г. занял не его сын Александр, а его брат Исаак, княживший до начала 1475 г.

Накануне турецкого завоевания Крыма в 70-е гг. XV в. враждебные взаимоотношения между Феодоро и Кафой сменяются дружественными: нараставшая угроза со стороны турок вынуждала к сближению. В 1471 г. князь Феодоро Исаак посетил Кафу и заключил союз с генуэзцами.

Укрепление династических связей княжеского дома, гордившегося родством с Комнинами и Палеологами, продолжалось. Дочь князя Исаака - Мария - была выдана замуж за Стефана III Мушата, господаря Молдавского. Она скончалась в 1477 г., в то время, когда Византийская империя уже перестала существовать. В монастыре Путна (Румыния) сохранилась ее погребальная пелена: на ней имеется ее изображение в серо-голубом одеянии, очень похожем, как пишет А. Васильев, на наряд Елены, супруги византийского императора Мануила II, представленный на рукописи Дионисия Ареопагита, хранящейся в Лувре (Париж). По краям пелены изображены монограмма и герб Палеологов. Из русских документов известно также, что в 1474-1475 гг. великий князь Московский Иван III поручал послам вести переговоры о бракосочетании своего сына с мангупской княжной. Браку помешало турецкое завоевание Крыма в 1475 г.

Накануне турецкого вторжения развернулась борьба за престол Феодоро. Согласно данным источников, после смерти Исаака в 1475 г. мангупский престол занял его сын князь Техур (Текур). При раскопках дворца найдена художественная поливная керамика с монограммами Исаака и Техура; при раскопках крепости Фуна близ Алушты найдены также сосуды с монограммой князя Александра. Все это любопытная черта, свидетельствующая о вкусах владетельных князей Феодоро.

В свою очередь, узнав о смерти Исаака, его племянник Александр спешно прибыл с отрядом в триста воинов из Молдавии, которых дал ему шурин - молдавский господарь, муж его сестры Марии. Ему удалось отбить престол. Техур при приближении турецкой армии бежал к османам. Однако дни Феодоро были сочтены. Летом того же года турки-османы при поддержке татар высадили войска на крымском побережье. Они осадили Кафу, которая сдалась через несколько дней, взяли несколько прибрежных крепостей, а потом осадили Мангуп. Вооруженные огнестрельным оружием и пушками, турецко-татарские войска неоднократно ходили на приступ, однако не смогли взять город: неприступные скалы, усиленные продуманными оборонительными сооружениями, мужество защитников дали возможность столице феодоритов продержаться дольше всех осаждавшихся доселе турками крепостей. Осада, длившаяся не менее трех месяцев, а по некоторым данным - и более, завершилась взятием города, защитники которого настолько ослабели, что вынуждены были сдаться на милость победителя в декабре 1475 г. Согласно другому преданию, турки взяли город, прибегнув к хитрости: они притворились, что отступают, выманив таким образом защитников крепости за ее стены. Турки предали город страшному разграблению, истребив почти всех его жителей. Князь Александр и другие мужчины княжеской семьи погибли в заточении в Константинополе. В живых был оставлен только его малолетний сын: воспитанный турками, он сохранил почетный титул мангупского князя, однако реальным влиянием ни он, ни его потомки уже не обладали. В первой пол. ХVI в. среди турецких послов к московскому князю Василию III несколько раз упоминаются и мангупские князья: турки сохранили за воспитанным им княжичем и его потомками этот почетный титул, используя их на дипломатической службе. "Подобная политика, - пишет О. Домбровский,- была обычной для "блистательной Порты": ее администраторы прекрасно учитывали обаяние знатного имени. Они умело использовали авторитет, которым в течение какого-то времени продолжали обладать представители местной знати среди народа завоеванной страны и в других землях.

Views
Ostilhoù personel
Enklask araokaet