Николай Иванович Костомаров g. 4 Mae 1817 a. a. 7 Ebrel 1885
Ur pennad tennet eus Rodovid BR, ar c'helc'hgeriadur digor.
Lignez | Костомаровы |
Reizh | gourel |
Anv a-bezh d'ar c'hanedigezh | Николай Иванович Костомаров |
Kerent
♂ Иван Петрович Костомаров [Костомаровы] g. 1769 a. a. 1828 ♀ Татьяна Петровна Мыльникова (Мельникова) [Мыльниковы] g. 18 Genver 1798 a. a. 1875 | |
Wiki-pajenn | wikipedia:ru:Костомаров,_Николай_Иванович |
Darvoudoù
4 Mae 1817 ganedigezh:
1875 eured: ♀ Алина Крагельская (Костомарова) [Крагельские]
7 Ebrel 1885 marvidigezh:
Notennoù
Никола́й Ива́нович Костома́ров (4 [16] мая 1817, Юрасовка Воронежской губернии — 7 [19] апреля 1885) — общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем.
В деревне Весёлой Коротоякской округи проживал участник войны 1812 года и заграничных походов Андриан Николаевич Ровнев. Он приходился родным дядей по матери русскому и украинскому историку и писателю Н.И.Костомарову, уроженцу села Юрасовка Острогожского уезда. Часть имений Костомаровых находилась в Коротоякском уезде.
Николай родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне село Юрасовка, Ольховатского района Воронежской области). Отец — дворянин-помещик, мать — крестьянская девушка, прежде крепостная его отца, учившаяся в одном из московских пансионов. Позднее отец Костомарова женился на ней, но Костомаров родился до брака, и хотя отец собирался усыновить его, но не успел этого сделать.
Отец Костомарова, поклонник французской литературы XVIII века, идеи которой он пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне, был вместе с тем жестоким помещиком; в 1828 году он был убит своими дворовыми людьми, похитившими при этом скопленный им капитал. Мать Костомарова отдала его в воронежский пансион, но, пробыв там около двух лет, он был исключён за шалости. Затем он поступил в воронежскую гимназию и, окончив здесь курс, в 1833 году стал студентом Харьковского университета.
Сам историк родословную по отцу выводит из глубины веков. «При Иване Васильевиче Грозном сын боярский Самсон Мартынович Костомаров, служивший в опричнине, убежал из Московского государства в Литву, был принят Сигизмундом Августом и наделён поместьем». А уже его внук Петр Костомаров вместе с Богданом Хмельницким сражался с поляками за казачью волю, счастливую долю. После поражений и неудач, потеряв права на своё имение, ушел с волынцами в пределы Московского государства. Поселили их по Белгородской черте на речке Тихая Сосна, положив начало Острогожскому слободскому полку, казаки которого охраняли тогдашние государственные границы. Потомки Костомарова укоренились в краю привольном и плодородном. Один из них женился на воспитаннице и наследнице казацкого чиновника Юрия Блюма. Имение Юрия Блюма, расположенное в слободе Юрасовка, перешло к Костомаровым.
Историк утверждает это без ссылки на документы. Можно лишь предполагать, что отцовская родословная стала ему известна из архивных материалов Острогожского слободского полка. Над ними Николай Иванович работал после окончания Харьковского университета. Свой труд «Автобиография» Костомаров, по свидетельству близких, диктовал по памяти после тяжёлых ударов судьбы, когда на него навалились разом все семь бед: тяжело переболел тифом, лишился матери, под угрозой слепоты вынужден был на время оставить учёные занятия.
Эти обстоятельства позволяют говорить о необходимости дальнейшего поиска для уточнения родовых корней ученого-историка. Ибо «червь сомнения», возможно, точил и самого Николая Ивановича, когда он проговаривал начальные страницы своего жизнеописания: «Костомаров был в числе поселенцев, и, вероятно, эта фамилия оставила своим прозвищем название Костомаровой на Дону, теперь многолюдной, слободе». Слово «вероятно» сказано было недаром. Вотчина с землей и сенными покосами на правом берегу Дона была пожалована царём за усердие по службе не острогожскому, а воронежскому дворянину Костомарову – Степану Матвеевичу.
Кстати, в Москве вотчиной предков считается Костомаровский крутояр, расположенный на берегу речки Яузы напротив Спасо-Андроникова монастыря. Этот факт засвидетельствован в топонимике столицы, поныне существуют Костомаровский переулок, Крутояровский переулок, Костомаровская набережная, Костомаровский мост.
Фамилия Костомаров, как сообщается в популярном этимологическом словаре Ю. Федосюка, произошла от слова «костомара – большая кость». Очевидно, в старину слово имело и переносное значение – ширококостный человек.
А вот «на Воронеже, на Дону» Костомаровы известны с конца XVI века, задолго до появления в Острогожске переселенцев из Малороссии. В первостроителях Воронежа – братья Наум и Фёдор. Их сыновья Ларя Фёдоров и Гур Наумов Костомаровы числились на городской службе «детьми боярскими» – «на коняхъ, въ сабляхъ». «Отец мой Гур Костомаров по городу по Воронежу всякие твои государевы службы нес с тридцать и больше,... а я, холоп твой, служу тебе, великому Государю, после отца своего лет с 10 и больше», – так мог писать о себе в челобитной не только Сафрон Костомаров, но и его родственники Андрей, Фёдор. Они имели поместья, земельные угодья, пользовались уважением. Вполне допустимо, что как в слободе Костомарово Острогожского уезда, так и в Юрасовке молодой барин мог быть не обязательно потомком переселенцев из Волыни, а коренным воронежцем.
Mammennoù
- ↑ Е.Ф.Юнге Воспоминания. Переписка. Сочинения. 1843-1911, издательство “Кучково Поле”, Москва, 2017 - Главы XIII, XIV, XV, XVII и "Дружба с историком" посвящены Н.И. Костомарову.
Eus an dud-kozh d'ar vugale-vihan