Фанни Львовна Шик (Лукашова) g. 25 Gouere 1888 a. a. 5 Eost 1968

Ur pennad tennet eus Rodovid BR, ar c'helc'hgeriadur digor.

Den:819311
Jump to: navigation, search
Lignez Шики
Reizh benel
Anv a-bezh d'ar c'hanedigezh Фанни Львовна Шик
Anvioù-tiegezh all Лукашова
Kerent

Лейба Исаакович Шик [Шики] g. 1860? a. a. 1923?

Ревекка Натанівна Вольфсон (Шик) [Вольфсони] g. 1866 a. a. 1932

Darvoudoù

25 Gouere 1888 ganedigezh: Могилёв, Российская империя

eured: Николай Анатольевич Лукашов [Лукашовы] g. 14 Ebrel 1880 a. a. 31 Genver 1944

18 Eost 1909 bugel: Бродок, Старооскольский уезд, Воронежская губерния, Российская империя, Евгения Николаевна Лукашова (Кауфманн) [Лукашовы] g. 18 Eost 1909

5 Eost 1968 marvidigezh:

Notennoù

В конце 2007 г. в музей был передан целый пакет документов. Их привёз О. В. Дирксен, старший научный сотрудник ИвиС ДВО РАН (СГУ). Среди документов было сопроводительное письмо. Автор письма Андрей Александрович Лукашов, профессор географического факультета МГУ г. Москвы. В конце 90-х гг. XX в. Андрей Александрович находился в Петропавловске по учебным делам в составе выездной приёмной комиссии МГУ им. Ломоносова по проведению олимпиады среди выпускников-школьников. В один из свободных дней Андрей Александрович посетил музей. В публикациях по истории музея, имеющихся на тот период, он заметил отсутствие сведений за 1937-1938 гг., когда в музее работала его бабушка Фанни Львовна.

Фанни Львовна, работая на Камчатке, пересылала в письмах домой фотографии и вырезки из газеты "Камчатская правда", которые сохранились в семье и были любезно переданы в наш музей. Благодаря этим материалам нам стало известно о заведующей музеем в 1937 г. Изучая документы, я узнала о той работе, которую проводила Фанни Львовна, о нелёгкой судьбе этой женщины, которая выпала на её долю в тот период.

Фанни Львовна Лукашова, урождённая Шик, родилась 25 июля 1888 г. в г. Могилёве на Днепре, в семье купца I-й гильдии Лейба Ицковича (Исааковича) Шика. Отец родился около 1860 г., скончался в 20-х гг. XX в. в г. Феодосии. Его могила на еврейском кладбище уничтожена при новом строительстве. Мать - Шик, урождённая Вольфсон, Ревека Натановна, родилась в 1866 г., скончалась в Москве в 1932 г. Могила сохранилась в Москве на кладбище 1-го Московского крематория.

В конце XIX - начале XX вв. Фанни училась в Могилёвской гимназии. В 1905 г. она знакомится с участниками революционного движения, в частности с Израилем Нисоновичем Брильоном. Он вскоре был арестован и до конца 1914 г. отбывал наказание в Сибири. В 1906 г. Фанни вступает в партию социалистов-революционеров. В это время происходит встреча с Евно Фишелевичем Азефом, одним из основателей и лидеров партии эсеров, ее боевой организации, руководителем ряда террористических актов. Вступление в эту партию для Фанни проходит без последствий, в боевую организацию партии она не была вовлечена.

В 1907 г. Фанни уезжает на учёбу за границу. Учится в Париже и в старейшем германском университете в Гейдельберге. В 1908 г. - учёба в столице Швейцарии, в университете г. Берна на медицинском факультете. Там она знакомится с будущим мужем - Николаем Анатольевичем Лукашовым, который был выслан из Российской империи за революционную деятельность в рядах партии эсеров. После свадьбы Лукашовы путешествуют по Швейцарии и итальянским Альпам. В конце 1908 г. семья проживала в г. Лозанне.

В 1909 г. по истечении срока высылки мужа семья Лукашовых возвращается в Россию, на родину Николая Анатольевича - в Курскую губернию (ныне Белгородскую область), в г. Старый Оскол. В этом же году, 18 августа в с. Бродок близ г. Старый Оскол у Лукашовых родилась дочь Евгения. В 1911 г. семья отдыхает в Финляндии. В 1911-1914 гг. Фанни Львовна учится на историко-философском отделении Московских Высших курсов. Позднее это образование позволило ей работать музееведом в Москве, Палехе и на Камчатке.

С 1914 по 1921 г. семья проживает в Западной Сибири - Омске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске. Там Лукашовы близко знакомятся со ссыльным Михаилом Сергеевичем Кедровым, впоследствии крупным государственным и военным деятелем, командующим Северным фронтом в 1918 г.

В 1917 г. Лукашовы по идейным соображениям выходят из партии эсеров. В этом же году они участвуют в организации одной из первых сельскохозяйственных коммун на Алтае на р. Бухтарме. Коммуна была разгромлена колчаковцами, а Николай Лукашов был в очередной раз арестован. После освобождения и прихода большевиков вновь подвергнут аресту, но уже большевиками. Как отмечает внук Андрей Александрович, "видимо, за то, что не сгубили белые".

В 1922 г. Лукашовы переезжают в Москву. Семья получает в счёт "ленинской десятины" жилья для интеллигенции парадную половину квартиры скончавшегося в 1915 г. российского филолога, востоковеда, академика Петербургской Академии наук - Фёдора Евгеньевича Корша. Дом находился на Остоженке, во втором Ушаковском, ныне Хилковском, переулке. В настоящее время дом не сохранился.

С 1924 по 1935 г. Фанни Львовна работает в должности научного сотрудника, затем старшего научного сотрудника в Государственном Историческом музее (ГИМ). Работая в ГИМе, была экскурсоводом по музею, в том числе на протяжении четырёх лет по Оружейной палате и музеям Московского Кремля. Проводила, благодаря свободному владению немецким и французским языками, большую часть экскурсий для иностранных делегаций. Состояла членом Секции научных работников Московского отдела Рабпроса и членом Центрального дома учёных. Тесно сотрудничала с Иссле-довательским Географическим институтом г. Москвы. В это же время Фанни Львовна знакомится с будущими крупными историками и археологами - А. В. Арциховским, С. В. Киселёвым, Б. А. Ры-баковым, М. Г. Рабиновичем и др.

В 1935 и по ноябрь 1936 г. Лукашова работает в с. Палех Ивановской области по организации и совершенствованию деятельности Государственного музея Палехского искусства. Там Фанни Львовна знакомится и ведёт совместную работу с коллективом художников-палешан, в том числе с И. И. Голиковым, М. В. Салабановым, И. П. Вакуровым, Н. М. Зиновьевым, И. И. Зубковым, Л. А. Мантейлем, Ф. А. Коурцевым. Работа получила высокую оценку в Музейном отделе Наркомпроса РСФСР.

В конце 1936 г. по рекомендации Феликса Яковлевича Кона, заведовавшего Музейным отделом Наркомпроса РСФСР, была приглашена Камчатским областным музеем на должность научного сотрудника - "музейного работника-хранителя" сроком по трудовому договору от ноября 1936 г. на три года. По пути к новому месту службы Лукашова провела пятинедельную работу во Владивостокском музее, отмеченную благодарственным письмом Ф. Я. Кона и телеграммой Н. К. Крупской.

Согласно трудовому договору, заключённому с Лукашовой Фанни Львовной Музейным отделом Наркомпроса РСФСР, при вступлении в должность ей устанавливается оплата труда 600 рублей в месяц. "Проезд из Москвы до Владивостока по железной дороге курьерским мягким, на пароходе первым классом до Петропавловска на Камчатке. От Палеха до станции Шуя - лошадьми. Багаж по установленной норме 240 кг. Петропавловский музей обязуется предоставить Ф. Л. Лукашовой за свой счёт "комнату и коммунальные услуги"".

В те годы состояние камчатского музея было катастрофическим. Газета "Камчатская правда" опубликовывала разгромные статьи разных авторов. В № 213 за 1937 г. в статье "Осьминог, как показатель…" рассказывается о том, что в музее отсутствует экспозиция, представляющая экономику Камчатки. Не было экспонатов рыб, не были представлены рыбопромышленные предприятия с образцами своей продукции. Имелись лишь "многочисленные склянки, флакончики. Порошки, обломки неизвестных пород… Всё это без паспортов, без названий - трудно узнать, что это такое и откуда". В аккуратных коробках хранили мышиный помёт. "Коллекция ископаемых и строй-материалов вредительски обращена в мусор…" Находящаяся в углу зала куча пеплообразной трухи ещё не так давно была ворохом архивных документов. "Манекены, долженствующие представлять типы народов Камчатки, благополучно… съедены крысами. В библиотеке, где находились редкие книги - уникумы, подозрительно "потерялась" инвентарная книга. Гербарий академика Комарова, имеющий мировую известность, доведён до того, что он покрылся плесневелыми грибками". Автор обвинял в доведении музея до такого состояния Н. Цебенко , который "буквально в течение нескольких месяцев превратил музей в вышеописанное состояние". В то же время автор выразил надежду, что "новый заведующий - Лукашова" сможет всё изменить в лучшую сторону.

В сентябре 1937 г. Ф. Л. Лукашова прибыла на Камчатку. Согласно трудовому договору, она вступила в должность старшего музейного работника-хранителя. Музей находился на Ленинской, 8. В настоящее время это здание не сохранилось. Поселилась в нём же, в небольшой комнатке с расширенным окном, выходившим на юго-восток, защищённым Петровской сопкой от ветров.

Состояние музейных экспонатов, или, вернее, того, что от них осталось, повергло Лукашову, музееведа с большим стажем, в удручающее состояние. Действительно, большая часть экспонатов либо сгнила, либо была испорчена крысами. Не смогла Фанни Львовна выполнить задание Этнографического отделения Академии наук - описать предметы материальной культуры коренных жителей Камчатки: одежды, каменные орудия, утварь камчадалов и другое, она нашла заплесневелыми, истлевшими в сундуках музея, без паспортных карточек. И Лукашова стала активно налаживать музейное дело, с тем же упорством и рвением, что и ранее в Палехе и Владивостоке.

Все сгнившие экспонаты, обнаруженные в сундуках музея, и которые ещё можно было спасти, она несколько дней сушила на солнце, благо погода позволяла это сделать. Фанни Львовна установила связь с различными районами области, с работниками Камчатского тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), агрономами областного земельного управления. Вела переписку с Мильковской опытной станцией, о. Беринга. В результате были приняты меры по доставке оттуда экспонатов. Проводила большую работу "по паспортизации и приведению в порядок оставшихся неиспорченными экспонатов". Организации охотно помогали новой заведующей. Следуя призыву автора упомянутой выше статьи, "экспонаты заинтересованными организациями должны готовиться и посылаться, как можно скорее. Все, кто заинтересован в показе достижений и ценностей Камчатки, должны помочь музею". Лукашова торопилась со сбором экспонатов. Слишком мало оставалось времени на подготовку празднования 15-й годовщины Советов на Камчатке. Музей обязательно должен принять участие в праздновании этой даты.

Лукашова провела огромную работу по восстановлению музейного дела на Камчатке и приле-гающих районах Дальнего Востока. При её участии организовано двенадцать краеведческих точек на Чукотке, о. Медном, по р. Камчатке. Во многом Фанни Львовне помогал её супруг Николай Анатольевич, который в то время работал старшим научным сотрудником ТИНРО в г. Петропавловске.

Институт Севера направил к Лукашовой едущих через Петропавловск студентов на помощь. Активная работа Фанни Львовны со многими районами области насторожила органы Петропавловского НКВД. К тому же нашлись "доброжелатели", которым не нравилась еврейка, приехавшая в город и наводящая свои порядки. 4 ноября 1938 г. Фанни Львовна Лукашова была арестована одновременно с мужем. В то время ей было 50 лет.

В период пребывания в Лозанне (Швейцария) Николай Анатольевич знакомится с учившейся в Берне Фанни Шик, которая вскоре становится его супругой. Они вместе возвращаются в Россию, но в Волочиске (пограничная ж/д ст. на территории РИ, ныне Хмельницкая обл. Украины, на левом берегу порубежного Збруча) Николая Анатольевича вместе с беременной женой снимают с поезда — за попытку въехать в Империю за сутки (!) до истечения срока высылки. Фамилия «Лукашов» значилась в соответствующих списках на всех границах России.

Вплоть до 1913 года Николай Анатольевич жил преимущественно в Москве на Малой Якиманке (дом не сохранился). Работал по специальности — помощником присяжного поверенного. Бывал у родных в Старом Осколе (в его окрестностях в селе Бродок родилась 18 августа 1909 года дочь Евгения), у родных жены — в Могилеве Губернском. Тесть — могилевский купец первой гильдии Лейба Ицкович Шик покупал на имя русского зятя участки земли — евреям такое было запрещено. Отдыхали в Финляндии, в Териоках (теперь это российский Зеленогорск).


Eus an dud-kozh d'ar vugale-vihan

Tud-kozh
Tud-kozh
Kerent
Ревекка Натанівна Вольфсон (Шик)
ganedigezh: 1866, Російська імперія
eured: Лейба Исаакович Шик
marvidigezh: 1932, Москва, РРФСР, СРСР
Kerent
 
== 3 ==
Николай Анатольевич Лукашов
ganedigezh: 14 Ebrel 1880, Старый Оскол, Курская губерния, Российская империя
eured: Фанни Львовна Шик (Лукашова)
marvidigezh: 31 Genver 1944, Будукан, Бира, Еврейская Автономная Область
Фанни Львовна Шик (Лукашова)
ganedigezh: 25 Gouere 1888, Могилёв, Российская империя
eured: Николай Анатольевич Лукашов
marvidigezh: 5 Eost 1968
== 3 ==
Bugale
Евгения Николаевна Лукашова (Кауфманн)
ganedigezh: 18 Eost 1909, Бродок, Старооскольский уезд, Воронежская губерния, Российская империя
eured: Александр Кауфманн
Bugale
Bugale-vihan
Bugale-vihan

Ostilhoù personel
Enklask araokaet
Yezhoù all